ВЕРСИФИЦИРОВАНИЕ(версификация) ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ

Спецификой информационных благ является то, что фиксированные издержки их создания высоки, а издержки их тиражирования крайне низки, что делает более приемлемым формирование цен не по издержкам, а в соответствии с готовностью покупателей платить за предоставляемые им продукты. Различные покупатели могут кардинально различаться в этой «готовности платить», что делает построение дифференцированных цен на такого рода информационные продукты весьма важной задачей.

Существуют различные подходы к ее решению, но данная статья Хэла Вэриана посвящена более узкой проблеме версифицирования( версификации) информационных благ.

Версификация является одним из инструментов качественной дискриминации. Под версификацией мы будем понимать варьирование качества, как правило, информационных (но не только информационных ВЕРСИФИЦИРОВАНИЕ(версификация) ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ) благ. Необходимо учесть, что информационные блага имеют определенную специфику: говоря о качестве товара мы будем иметь в виду полноту и своевременность информации

Для принципала всегда являлось проблемой заставить агентов с высоким спросом платить цену соответствующую их возможностям. В том случае если агент обладает какими-то наблюдаемыми качествами, такими как принадлежность к той или иной социальной или демографической группе, принципал может назначать цены ориентируясь на эти характеристики. Однако в том случае, если принципал не может определить принадлежность агента к той или иной группе, т.е. выявить его тип, он вынужден формировать меню контрактов «второго наилучшего», из которого агент самостоятельно выбирает наиболее привлекательный для ВЕРСИФИЦИРОВАНИЕ(версификация) ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ него контракт.

Если агентам будут предложены те же версии товаров, что и контрактах «первого наилучшего», агент высшего типа будет выдавать себя за агента низшего типа (подобно тому, как в модели качественной дискриминации ценитель вина стремится купить продукт, ориентированный на «выпивох»). Это вынуждает принципала искажать контракты «первого наилучшего», предлагая агентам иные версии продуктов.

Примеры

( частично заимствованные у Денекера и МакАфи (Deneckere and McAfee [1996]):

• В XIX-ом веке в вагонах третьего класса отсутствовала крыша. Неужели установить крышу было сложно и дорого? Это ущемляло бедных, но была ли цель специально навредить им? Нет. Это делалось с целью вынудить пассажиров, способных оплатить ВЕРСИФИЦИРОВАНИЕ(версификация) ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ билет второго класса отказаться от покупки более дешевых билетов.

• Более современный пример. Лазерные принтеры IBM LaserPrinter серии E были абсолютно идентичны стандартной модификации за исключением одной маленькой детали: в них содержался микрочип, который увеличивал интервал между печатью страниц в два раза.Этот пример примечателен тем, что деградация товара в данном случаес сопровождается дополнительными издержками.

• Federal Express. Существуют следующие предложения по доставке: на следующий день и на следующий день после 10 утра. Очевидно, что сама компания способна осуществлять все доставки в 10 часов, но, предоставляя на выбор два контракта, она позволяет лицам более заинтересованным в скорейшей доставке проявить себя.



• Книги. Популярные книги вначале выпускаются ВЕРСИФИЦИРОВАНИЕ(версификация) ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ в твердой обложке, и лишь позднее в мягкой. Издержки различаются несущественно, но цена на книги в твердой обложне может быть существенно выше.

• Фильмы. Вначале выходят на «большом» экране, затем на прочих носителях( видеокассеты, DVD и пр)

• PAWWS Financial Network устанавливает месячную плату в $8.95 за получение материалов с 20-минутной задержкой, в то время как эти материалы получаемые в режиме реального времени стоят $50.

• PhotoDiscпродает в интернете по различным ценам фотографии с различной четкостью

• Wolfram Research, Inc. продает различные версии программы Mathematica. Медленная студенческая версия стоит $100, а профессиональная - $500.

• Windows NT Workstation 4.0 позволяющая обеспечивать только 10 одновременных соединений с сервером продается за $260. Windows NTWorkstation ВЕРСИФИЦИРОВАНИЕ(версификация) ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ Server , которая повышает количество одновременных соединений в десятки раз стоит $730–$1080 (Но эксперты полагают, что в сущности обе эти системы практически идентичны).


documentbblolxp.html
documentbblothx.html
documentbblpasf.html
documentbblpicn.html
documentbblppmv.html
Документ ВЕРСИФИЦИРОВАНИЕ(версификация) ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ